«Лаборатория Касперского», ведущий производитель систем защиты от
вредоносного и нежелательного ПО, хакерских атак и спама, подготовила
аналитический отчет «Спам – второй квартал 2007 года». По данным
спам-аналитиков компании, во втором квартале 2007 года доля спама в
общем объеме почты в Рунете составляла 70-80%. Минимальное значение -
62, 9% - было зафиксировано 27 апреля, максимальное – 86,0% - 28 мая.
Тематическими лидерами в общем потоке спама за этот период
стали предложения медикаментов и услуг для здоровья – 20,5% и
образования - 12,3%.
Третье и четвертое места заняли спам-рассылки по темам
«Компьютеры и Интернет» – 9,3% - и «Компьютерное мошенничество» - 9%.
Замыкает этот список спам с рекламой отдыха и путешествий – 8,1% от
общей доли спама в Рунете.
Спам-аналитики «Лаборатории Касперского» отмечают, что второй
квартал 2007 года подтвердил наметившуюся в начале года тенденцию к
снижению доли «графического» спама. Доля спама во вложениях формата
gif, jpeg и т.п. в апреле составила 23,0%, в мае – 19,3%, в июне –
18,8%. Эксперты «Лаборатории Касперского» полагают, что основная
причина падения доли «графического» спама заключается в снижении его
эффективности, поскольку многие спам-фильтры уже способны обрабатывать
и блокировать вложенные графические файл.
Эксперты компании также констатируют, что спамеры ищут новые
пути доставки графической информации, кроме привычных вложений в
форматах gif и jpeg. В связи с этим во втором квартале 2007 года
появилось как минимум 3 новых способа доставки и демонстрации
пользователю «рекламных картинок».
Первым способом стало размещение графических файлов на
страницах бесплатных хостингов изображений. В спам-сообщении в этом
случае указывается ссылка на URL с «картинкой». Когда получатель
открывает сообщение, в большинстве популярных почтовых агентов
изображение автоматически загружается с указанного адреса.
Второй графической новинкой стало использование
«спам-картинки» в качестве фонового изображения. Графический файл при
этом не вкладывается в сообщение, а, как и в первом случае, публикуется
на том или ином сайте. В теле сообщений опять же указывается только URL
сайта. В результате в некоторых почтовых агентах и веб-интерфейсах
почтовых служб изображение может загружаться автоматически.
Третьим изобретением спамеров во втором квартале стал спам с
вложениями формата pdf. Поскольку этот вид вложений не открывается и не
загружается автоматически, пользователь должен самостоятельно открыть
файл, для того, чтобы увидеть содержимое спам-рассылки.
Спам-аналитики «Лаборатории Касперского» отметили, что в
первых двух нововведениях ставка была сделана на то, что
спам-изображение не вложено в сообщение, поэтому у спам-фильтров нет
материала для анализа. В последней спам-новинке вложение прилагается,
но его формат таков, что многие программы фильтрации не могут его
зафиксировать.
По словам спам-аналитиков, первые две спам-технологии пока не
нашли широкого применения, однако спам в pdf-вложениях уже создал
определенные трудности многим программам фильтрации. Однако некоторые
анти-спам решения способны противостоять этуму виду рассылок -
например, фильтр Kaspersky Anti-Spam, который оснащен всеми
необходимыми средствами борьбы со спамом в pdf-вложениях.
По данным на конец июня доля спама в pdf-вложениях в общем
объеме спама составляет 2-6%. Эффективность pdf-рассылок зависит как от
скорости реакции крупных производителей спам-фильтров, так и от самих
пользователей, многие из которых не открывают pdf-вложения в письмах от
неизвестных отправителей. Анна Власова, начальник группы
спам-аналитиков «Лаборатории Касперского», уверена, что пока нет причин
считать, что pdf-спам придет на смену «традиционному» графическому
спаму.
Полную версию отчета Вы можете найти на сайте «Спамтест».